Взято с Тоже Форума, автор
Mstislava Обсуждался поход сотни всадников со всем барахлом на период среденвековья, Элиста-Москва.
Много дельных советов. Выкладываю тезисно.
Батеньки, а вы уверены, что дорога от Элисты до Москвы займет всего 30 дней?
Максимальный переход 35 км/день, но практика показывает, что лучше ограничиться 20-25км.
И потом, вы твердо уверены, что ближе к Москве НАДО купать коней в реках? От Рязани или Владимира (как трасса ляжет) до Москвы - самые гиблые места - колодцев нет (водопровод подведен в дома, на улицах даже колонок нет), а реки и ручьи загажены. Плюс (точнее огромный минус) - множественные переходы оживленных трасс либо и вовсе - движение по ним с таким-то стадом! (в некоторых местах идти можно только по трассе - по краям непролазные болота, которые почти нет возможности обойти). Форсирование больших рек (Ока, например) также сопряжено с переходом по мостам которые и для пешеходов-то не всегда приспособлены...
Советую оставшееся до похода время посвятить проработке трассы (хоть на велосипеде, хоть пешком) с наметкой основных и запасных стоянок.
При прокладке маршрута (кибиток и прочей колесной тяги не будет, как я поняла) запланируйте движение максимально прямое, но большей частью - по проселкам. Чтобы на асфальт вылазить только в городах или при крайней необходимости. Трассу проверяйте следующим образом - выехали на великах (или вышли пешком) из отправной точки, поехали намеченным маршрутом, отмечая вероятные места стоянок через каждые 10-25 км (дневки при запланированном темпе обязательны даже для чабанских лошадок, что уж говорить об избалованных домашних!).
Требования к стоянке - наличие водопоя (с хорошим, не захламленным и не заболоченным подходом к воде), желательно - без сбросов канализации поблизости; наличие выпаса, где звери не будут толкаться задами и не будут ночевать в бурьяне 3хметровой высоты; наличие дров для приготовления пищи на как минимум 10 кострах.
Итак, вы выехали, прошли максимум, что можно пройти по проселкам и уперлись в асфальт, тут вас ждет машинка, куда вы складываете велосипед, садитесь и едете, попутно осматривая обочину, просчитывая варианты движения вдоль дороги, места пересечения трасс и т.д. В городах обязательно покупайте карты города и региона. Движение по городам лучше осуществлять в ранние часы (5-6 утра), т.к. с 7 часов большинство городов превращаются в сплошную пробку. Маршрут лучше проложить через второстепенные улицы, отказавшись от победного марша по большаку (если только вам не предложат обратного сами главы города, перекрыв для вас движение).
После выезда из города - опять на велосипед или на ноги - и опять по проселкам. И так - до самого конечного пункта.
Попутно знакомьтесь с директорами колхозов, главами сельских и городских администраций, с главными ментами. Договаривайтесь о поддержке, спрашивайте маршрут и т.д., и т.п. И еще - выясните, когда ближайшие выборы в эти самые главы, а то договоритесь с одним, а глазами на вас будет хлопать другой. Лучше всего сделать (при поддержке вашей администрации) календари и буклеты с информацией по походу и красивыми картинками. Тогда про вас точно не забудут.
Один поход был 16-тидневный (Рязань-Куликово поле- Рязань в 2001 году), два других - 3 и 6 дневные. В костюмах, верхом и с кибитками.
Гемор тот еще! Каждый год хотим повторить и, если честно, духу не хватает! Проще на своих двоих!
До 2009 года советую сделать несколько пробных выходов, длительностью более 3 дней. Поверьте, 70км /день - недостижимая роскошь. Если вы курьер, мчитесь налегке и ежедневно меняете лошадей, то может быть вы и выдержите такую гонку (если родились в седле и задница вам не дорога). Опыт показывает, что двигаться с гружеными лошадьми (тем более верблюдами!) возможно лишь по 35 км/день. Больше -тяжело и для всадников, и для животных.
Поход на Куликово поле (16-тидневный) - 6 дней туда, 4 там и 6 - обратно.
6-ти дневный переход - 70км за 3 дня в одну сторону, столько же обратно.
В обоих случаях скорость движения диктовали кибитки. Верховые двигались шагом и рысью. Если вести въючных животных, скорость будет чуть больше, но не намного.
Если взять устройство курьерской почты Чингисханом, то курьера свежие кони ждали через каждые 40 км. Это при том, что он скакал налегке, без припасов и скарба. И по нашим наблюдениям 40 км - предел суточного движения современной лошади. Лучше - 35км, чтобы без надрыва.
Хозяин после того похода лошадей не узнал - чистые, толстые и наглые (мы их регулярно купали и кормили в 3 раза лучше). И это после 420км и 16-ти дней под открытым небом в сентябре.
Травмы были - потертости на плечах зверей, тащивших кибитки. Под конец похода одна кобыла устроила спектакль с хроманием. Оказалась провокация, но несколько неприятных минут она нам доставила.
Два раза в день проходил осмотр копыт. Плюс - ехавшие сзади периодически поглядывали на копыта животных, идущих впереди. Если видели застрявшие камешки или стекло - останавливались и вынимали. Человек, который в нашем походе допустил бы заподпруживание лошади (или сбивание холки, или что-то еще серьезное) дальше пошел бы пешком, ведя лошадку в поводу и неся весь скарб на себе.
В одном из походов парень, по собственной дурости потерявший стремя, дальше ехал всю дорогу без седла, чтобы неповадно было.
Мы кормили зверей овсом (утром) и ячменем (на ночь), иногда - комбикормом. Тащили мешки, которые занимали одну из 2х кибиток. В противном случае неподготовленные к таким переходам животные (а таких большинство) резко худеют.
Без навыков верховой езды и штатного ветеринара-коваля в такие походы соваться не советую. Животные должны быть флегматиками и где-то даже фаталистами , чтобы спокойно переносить переправы, потоки автомашин, постоянно лезущих "к лошадкам" пьяных и любопытных, и т.д. и т.п.
Итак, начнем:
1. Мы выбрали трассу похода на карте. Наилучшие условия – движение вдоль дорог и рек, без их пересечения. Карты, когда бы они не издавались, взяты всегда с более старого материала, поэтому некоторых деревень (обозначенных на карте) может не оказаться, мосты могут быть разрушены, а на месте брода красоваться топкое болото.
Начертив маршрут на карте, мы перешли ко второму пункту.
2. Проверка маршрута. Мы шли по намеченному на карте маршруту, выбирая наиболее удобные для движения и ночевок участки. Основные критерии – удобство для животных, а человек – такая скотина, что ко всему приспособится. Дорога – лучше проселки, но после дождя они превращаются в кашу, особенно в сельскохозяйственных районах и при сложном рельефе. Асфальта лучше бы по-минимуму, только если нет другого выхода. Желательно избегать участков, содержащих мелкий щебень, стекло, строительный мусор. Города надо обходить по объездным трассам, но иногда бывает лучше пройти насквозь по маленьким (не центральным) улочкам.
Мосты, паромы, ж/д пути, сложные перекрестки на автомагистралях – места повышенной опасности, которые надо избегать и, по возможности, исключать из маршрута. В оптимале, через такие места вас должны сопровождать милицейские машины. При переправах на пароме животных необходимо выпрягать из повозок, освобождать от грузов свыше 30 кг. Ставить их лучше носом в круг, задом к воде. Все эти манипуляции отнимут время, так что учтите это при выборе ночевок и разработке маршрута.
3. Выбор стоянки. Основные требования – наличие ночного выпаса, водопой, дрова. Именно в такой последовательности. Минимальный выпас на каждую лошадь – круг диаметром 5 м. Если травостой по щиколотку и ниже, вам будут нужны 2 выпаса: дальний (вечерний) и ближний (ночной). Наличие репьев-колючек на выпасе – по минимуму, иначе зверей утром не узнаете. Проверяйте также наличие-отсутствие в травостое ядовитых растений (посоветуйтесь с ветеринарами и пастухами). Желательно, чтобы рядом не было с/х угодий, иначе за потраву не расплатитесь.
4. Взаимодействие с населением. В походе обязательно должно быть огнестрельное зарегистрированное оружие, и оно должно быть у кого-то из ваших помощников. При прохождении маршрута знакомьтесь с местными жителями: выясняйте криминальную обстановку, узнавайте у жителей цены на продукты (чтобы разнообразить походный рацион), заводите контакты с директорами хозяйств – они продадут (как вариант – подарят) корма, подскажут выпасы и водопои, объяснят дальнейший маршрут. Если понравитесь – разрешат воспользоваться баней, что в условиях многонедельного похода покажется раем на земле. Выясняйте наличие больниц и ветеринарных служб. Выясните эпидемиологическую обстановку. Нам, например, пришлось пройти через деревню, где за пару месяцев до нас была вспышка сибирской язвы (как потом выяснилось).
Обязательно ставьте в известность администрацию и под их диктовку пишите письма о предоставлении милицейской охраны и сопровождения. Иначе можете влететь в какой-нибудь местный «план «Перехват», как когда-то случилось с нами. Чиновникам желательно дарить всякие красивые буклеты и календари с информацией про поход. Во-первых - не придется язык мозолить, во-вторых это придаст веса вашей затее в их глазах.
Как я уже говорила – у секретарей выясняйте сроки ближайших перевыборов, иначе во время похода пойдете за поддержкой к Ивану Иванычу, а попадете к недоумевающему Федору Кузьмичу.
5. Все, что происходит в пробном походе, записывайте в тетрадь: «День 10-й, 12часов 30минут, вариант дневной стоянки - село Кукуево Энского р-на, магазин, колодец. Баба Маня из зеленого дома продает кур по ….дцать рублей. На выезде слева – выпас, речка, дров нет, но председатель Иванчук разрешил разобрать старый сарай на выпасе.» И т.д. Важно все, до малейших подробностей, которые (в связи с обилием населенных пунктов на пути) имеют тенденцию забываться и перепутываться.
6. Люди. Походный опыт + навыки верховой езды + умение обращаться с животными. У вас должен быть штатный ветеринар-коваль и врач с наборами «Сделай сам» и «Юный хирург». В городах аптечки обязаны пополняться. Обязательно наличие у всех участников паспортов и мед.полисов. Желательно, чтобы все посетили перед походом стоматолога. А еще не рекомендуется брать астматиков и аллергиков.
Если вы будете руководить походом, у вас должны быть 2 зама – один будет отвечать за людей («подбор кадров», проверка снаряжения и проч.), второй – за животных (ветеринар или конник-походник со стажем).
Продумайте иерархию в походе (каждый десяток сам за себя или все вместе) и систему питания. На мой взгляд, оптимальна централизованная раздача припасов, а уж готовит пусть каждый десяток сам (или объединяются 2-3мя десятками для экономии дров).
7. Животные. Здоровы, спокойны, привиты, желательно – подкованы. Упряжные обязаны быть подкованы хотя бы на передние ноги, иначе сотрутся на асфальте по самое пузо. Снаряга должна быть родная под каждое животное, а не перекидная типа «сегодня на битюге, а завтра на пони».
Вновь прибывающих в ваш отряд животных необходимо осматривать на предмет лишая и проч. прелестей. Выявленных больных держите всегда отдельно от основного стада.
Требуйте от участников минимального набора снаряжения, чтобы иметь возможность освобождать от груза захромавших или потертых животных.
После похода животных необходимо будет обработать против глистов.
Если вы не испугались и все равно хотите в ЭТОТ поход, у вас есть 2 выхода:
1. Послушать моих советов, поиметь геморрой при подготовке, сделать пару пробных 4-10дневных походов для сплочения своей команды - зато весь поход идти спокойно. Неожиданности и нервотрепка будут, но вы будете к ним морально готовы.
2. Начхать на советы, попереть в поход наобум, уповая на какого-нибудь из богов и надеясь, что пронесет. Зато в случае неудачи вы сможете выгодно поторговаться с каким-нибудь мясокомбинатом.
Начну с подъема.
6.00 – ночные дежурные разводят костер пожарче и будят сменщиков, чтобы те пожевать приготовили. Сами поят лошадей и ложатся часок поспать, ибо дальше такого счастья уже до вечера не будет. Утренние дежурные задают лошадям сухой (или запаренный ночью) корм (1/2 суточного рациона).
7.00 – общий подъем. Моцион, еда, сворачивание лагеря. Ночных дежурных будят и кормят (у нас они после этого загружались в кибитки и спали дальше).
8.00 – чистка лошадей, проверка копыт и седловка. Ответственный за седловку проверяет всех, если надо – помогает поправить снарягу. Лошадям предлагают чуток воды «на дорожку».
8.40-9.00 – выход. В зависимости от погоды, груза и состояния дороги, лошади либо все время идут пешком (особенно – упряжные), либо иногда пускаются в рысь.
В оптимале через каждые часа полтора спешиваться и вести минут 30 лошадь в поводу. И скотина отдыхает, и ваши затекшие ноги разминаются. У нас еще и «кибиточные» (по 2-3 человека на кибитку) туда-сюда прыгали – в горку телегу толкали, под горку (если притормаживать не надо было) запрыгивали обратно и ехали. И лошадке легче, и братве разминка. На особо сложных участках все «кибиточные» объединялись для заноса или спуска кибитки. Иногда и конных приходилось для помощи спешивать.
Т.к. у нас лошадей было меньше, чем народа, мы через день меняли верховых и кибиточных местами. И никто не в обиде, и зад от седла отдохнет.
Мы шли в сентябре, но погода была оч. жаркая (аномальное лето и осень 2001г.), поэтому с 13 до 15 был обязательный привал с расседлыванием или ослаблением подпруг у лошадей. Обязательный осмотр копыт. Старались выбрать тенек, желательно с водой и выпасом. Пока звери паслись, люди ели сухпай или доедали холодную утреннюю еду (мы поджирали все начисто, поэтому в обед грызли сухари или делали бутерброды).
14.00 – поение лошадей.
14.30 – седловка. Проверка. Выход.
Если пересекали речки, давали зверям попить, но сразу после этого поднимали их в 20-минутную рысь, чтобы опоя не было.
19.00-19.30 – подход к запланированному месту ночевки. Расседлывание, расстановка животных на привязи (мы везли здоровые сухие березовые колья длиной 50-70см и диаметром от 8см, по мере поломки вырубали новые). Осмотр копыт.
В это время «кибиточные» разбирали снарягу и вещи. Все топали за дровами. Пока ставили лагерь, дежурные готовили ужин.
(Кстати, о кольях! Настоятельно рекомендую повязывать на них красные или белые тряпочки – мы когда лошадей поить водили, отвязывали их от кольев и вели на кордах. А вернувшись, кол находили не всегда - приходилось срочно новый вырубать. Но у нас свободные руки были – один животное держит, двое ищут новый «якорь». А вот какой гемор будет в степи, да при вашем раскладе - несколько голов скота на человека!)
20.30 (уже было темно) – поение лошадей, раздача зерносмеси (1/4 рациона). Ужин. Убрали за собой, проверили привязи животных. При недостаточном травостое перебили зверей на новое место. Остаются вечерние дежурные, остальные валятся спать.
Дежурные проверяют количество дров (обычно мы сразу заготавливали их с расчетом, чтобы на ночь хватило и на утро), часть убирают от росы или возможного дождя под кибитку. Лошадей ставят так, чтобы от костра всех можно было пересчитать, но тем не менее обход необходим каждые полчаса – вдруг запуталась, или (не приведи боги!) колики пошли, в колючках застряла и проч.
24.00 – предложить лошадям воду. Побудка для ночных дежурных. Вечерние наконец-то сдают дела и обрубаются спать.
01.00 – ночные дежурные во время очередного обхода выдают лошадям оставшийся корм (1/4 рациона). Если позволяют условия, то они ставят запариваться утреннюю дозу корма (запаренное усваивается лучше, а утром лошадям некогда вдумчиво переваривать съеденное!) – в тару засыпают сухое зерно, заливают кипятком (чтобы зерно было закрыто водой на толщину 2-3 пальцев), закрывают и ставят недалеко от костра (но не на огонь!).
Обходы каждые полчаса. Если тяжело бодрствовать всю ночь, можно посменно спать по часу. Если позволяет количество народа, то дежурных может быть 3-е, но не больше. Тогда спать можно по 2 часа – 1 спит, 2-е сторожат. Иначе через несколько дней люди начнут засыпать прямо в седле.
Дежурства лучше распределять так:
– человек привык поздно ложиться - вечерняя смена (19.30 – 24.00);
- страдает бессонницей или легко переносит недосып – ночная смена (24.00 – 6.00);
- рано встает – утренняя смена (с 6.00 до 9.00).
Ну и круг замкнулся - 6.00 – ночные дежурные разводят костер пожарче и будят сменщиков…