Правила: Заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть, нельзя писать латиницей или заглавными буквами. Аватар обязателен, должен отражать персону самого участника (портрет). Языком общения Форума является литературный русский язык. Запрещена любая форма сообщений, призывающих к расовой, национальной, религиозной, классовой ненависти, оскорблений полового или профессионального характера, а также политическая пропаганда. Запрещены оскорбительные высказывания в адрес участников Форума, в т.ч. провокация скандалов. Флуд запрещен. Обсуждение действий администрации в Форуме – запрещено, задать вопросы о политике модерирования и администрирования можно в личной переписке с администраторами и модераторами. Нарушение вышеуказанных правил, выход за рамки цивилизованного общения расценивается как неуважение к остальным участникам Форума и влечет за собой вынесения предупреждения, в случае повторного предупреждения, удаления регистрации.

АвторСообщение





Зарегистрирован: 28.02.09
Откуда: Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.08.09 21:30. Заголовок: Отчет по этнографической экспедиции в Карачаево-Черкессию. Апрель 2009


Отчет по этнографической экспедиции в Карачаево-Черкессию. Апрель 2009.



Содержание:

1. Этнический состав Карачаево-Черкесии
2. Черкесск и казачьи станицы
3. Азово-Моздокская оборонительная линия
4. Военный мемориал
5. Шоанинский храм
6. Теберда и Домбай
7. Архыз. Архызское городище и лик Христа
8. Пятигорск, Кисловодск и окрестности
9. Аул Хасаут
10. Терский конезавод
11. Карачаевский конезавод
12. Обычаи и традиции
13. Медовые водопады


----------------------------------
Bonorum vita vacua est metu
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 22 , стр: 1 2 All [только новые]







Зарегистрирован: 28.02.09
Откуда: Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.08.09 21:42. Заголовок: -----Введение------




Введение.

Тебе, Кавказ – суровый царь земли, -
Я снова посвящаю стих небрежный:
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной!
От ранних лет кипит в моей крови
Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;
На севере, в стране тебе чужой,
Я сердцем твой, - всегда и всюду твой! (**)

    От подножья двуглавого айсберга, парящего в облаках, этой высочайшей вершины Европы – Эльбруса (5642 м над у.м.), начинается маленькая горная страна – Карачаево-Черкессия. Страна с изумительной природой и богатой сокровищницей древностей.


    Кавказ сохранил самобытную культуру со своими законами гор, традициями и обычаями. Контраст здесь проявляется во всем: сияющие вершины и мрачные ущелья, зеркальные озера и буйные реки, бурная жизнь в долинах и суровое одиночество в горах, взлеты и падения цивилизаций. В горах Кавказа живут тысячелетия: деяния героев, творения поэтов, мысли мудрецов, то, что бессмертно и не боится уже ничтожной земной суеты.



    Поездка на Кавказ, Проектом «КавалеристЪ», планировалась долго и серьезно. За 16 дней мы смогли прикоснуться к самым значимым этнографическим памятникам, познакомиться с обычаями и традициями карачаевцев, побывать на конезаводах и объездить в седле самые красивые горы. Для прочтения подробного отчета о нашем путешествии потребовалось бы много времени, поэтому здесь представлена лишь основная историко-этнографическая информация.


----------------------------------
Bonorum vita vacua est metu
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Зарегистрирован: 28.02.09
Откуда: Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.08.09 22:05. Заголовок: 1. Этнический состав Карачаево-Черкесии.




1. Этнический состав Карачаево-Черкесии.

    С древних времен на этих плодородных землях, сменяя друг друга, селился человек. Скифы и сарматы, гунны и меоты, аланы и болгары, арабы и византийцы, половцы и татары, адыги и абаза в вихре событий творили свою историю. Здесь находился центр раннесредневекового государства Алании, и на его основе формировался молодой тюркоязычный народ Кавказа – карачаевцы.

    Первым свидетельством появления человека в приэльбрусье являются следы Ильской cсреднепалеолитической стоянки первобытных охотников на бизонов. На смену людям каменного века пришли племена яркой майкопской культуры III тысячелетия до н.э., сооружавшие над могилами громадные курганы. Во II тысячелетии до н.э. "майкопцы" отступают на восток под натиском новых племен, строителей каменных гробниц - дольменов. Впору железного века формируется верхнекубанская культура I тысячелетия до н.э., напоминающая кобанскую культуру Осетии.
    Около середины I тысячелетия до н.э. появились прославленные номады - ираноязычные скифы. Им принадлежат курганы, тянущиеся цепочкой по левому берегу Кубани. В одном из курганов обнаружен скелет воина и его боевого коня с золотыми украшениями сбруи, а в Домбайской поляне бронзовый античный шлем.


    В первых веках н.э. воинственные и полукочевые ираноязычные племена алан расселяются в верховьях Кубани и восточных районах. Именно тут, сложился в X-XI веках политический и культурный центр Алании, описанный в византийских и мусульманских источниках.

    Ближайшим и самым могущественным соседом алан на Северном Кавказе были тюркоязычные хазары. Сначала подчинившие себе алан, но со временем, примирившись, хазары и аланы плечом к плечу отражали натиск арабов.

    В конце 30-х годов XIII века началось татаро-монгольское завоевание Северного Кавказа. Вместе с павшей Аланией были разгромлены и их союзники кипчаки, и половцы. Преследуемые завоевателями, кипчаки переселяется в Венгрию, другие ищут спасения в кавказских ущельях. Тогда происходит деление на два племени: балкар (нынешние балкарцы, имя которых представляет реликт их древнего названия "болгар") и карачай (дословно "черная вода"). Впоследствии эти ветви тюркоязычных горцев разошлись: карачаевцы остались в верховьях Кубани, а балкарцы передвинулись к востоку, в ущелья Баксана.

    Так сформировался карачаевский народ, тюрко-кипчакский по языку и имеющий немало кавказских черт в материальной и духовной культуре. Например, национальный костюм карачаевцев состоял из кавказских бурки, войлочных ноговиц, суконной черкески, кафтана-каптала, овчинной шубы, наборного пояса и кинжала. Женское платье украшали галуны, золотое шитье, серебряные бляхи, металлические орнаментированные застежки, расшитые шапочки "окъа бёрк". В Карачае почти нет боевых и надземных каменных укреплений, нет в Карачае и каменных святилищ языческих божеств. Карачаевцы - мусульмане.

    Испокон веков карачаевцы были прекрасными скотоводами, этим пронизан весь их быт. Карачаевский стол и по сей день немыслим без вареного пахучего мяса и айрана - кислого молока особого приготовления. А если в айран добавить чеснок и немного перца, то поучается хорошая приправа к мясу, называемой "тузлук". Айран и тузлук - специфическая пища карачаевцев и балкарцев, ее нет у ближайших соседей - кабардинцев и осетин.

    В 1828 году, после разгрома российской армией турецких войск состоялось присоединение Карачая к России.

    Рассказывая о Карачаево-Черкесии нельзя не коснуться другого коренного народа - черкесов. Черкесы говорят на языке, принадлежащем к абхазо-адыгской группе кавказских языков (кроме черкесов сюда относятся абхазы, адыгейцы и кабардинцы). Ближайшие сородичи черкесов - современные адыгейцы и кабардинцы. Адыги относятся к числу древнейших на Кавказе.

    Если карачаевцы в основном живут в горах, то черкесы издавна занимали прилегающую к хребтам с севера равнину.

    Внешний вид черкесов: "Верхняя часть одежды у них делается из валяной шерсти, наподобие церковной мантии, которую они носят открытой с одной стороны так, чтобы правая рука оставалась свободной. На голове носят шапки из того же войлока, в виде сахарной головы. Носят сапоги и ботинки, надеваемые одни на другие, и очень нарядные и широкие холщовые шаровары. Усы носят длиннейшие. Имеют также всегда на боку прочее свое снаряжение, а именно - огниво в красивом кожаном кисете, которые делают и расшивают их женщины".

    После монгольского нашествия, черкесы и кабардинцы вывели знаменитую кавалерийскую лошадь, получившую название "кабардинской". Кабардинская лошадь была одной из основных в русской кавалерии вплоть до XX века. На великолепных предкавказских пастбищах, коневодство было весьма доходной статьей экономики.
    Средневековая культура адыгов - черкесов, богата устным народном творчеством: легенды и предания, пословицы и поговорки, сказки и исторические песни составляют ее неповторимое достояние. Вершиной же является героический нартский эпос, что ярко свидетельствует о теснейших культурных контактах.

    В 1557 году черкесы и кабардинцы приняты в русское подданство, но отношения эти были прерваны во время Кавказской войны, длившейся до 1864 года и завершившейся военным завоеванием Кавказа царской Россией, и установлением на Кавказе колониального режима.


    Так же необходимо упомянуть о двух этнических группах абазин и ногайцев. Абазины называют себя "абаза", говорят они на языке, близком абхазскому.

    Ногайцы тюркоязычны и представляют собой потомков монгольских племен - мангытов и кунгратов, в XIII-XV веках смешавшихся с кипчаками. Ногайцы по своему антропологическому типу монголоиды. Сейчас селения ногайцев сосредоточены в Адыге-Хабльском районе области.

    Кроме карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев и русских в Карачаево-Черкесии есть селения, где живут греки и осетины. Греки составляют население Хасаута-Греческого и Спарты, они переселились сюда из Турции в 1868 году.

    Осетины населяют Коста-Хетагурово на левом берегу Кубани. Осетины вынуждены были переселяться сюда в 1870 году, по причине безземелья.


----------------------------------
Bonorum vita vacua est metu
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Зарегистрирован: 28.02.09
Откуда: Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.08.09 22:49. Заголовок: 2. Черкесск и казачьи станицы.




2. Черкесск и казачьи станицы.
    В 1804 году на месте нынешнего Черкесска было построено укрепление Баталпашинское, как русское военное укрепление на Кубанской пограничной линии, а от него вверх по Кубани тогда же были заложены укрепления Усть-Джегутинское, Николаевское, Хумаринское и Каменный Мост около нынешнего города Карачаевска.


    Линия укреплений и станиц по Кубани - естественному рубежу между русскими и горцами - должна была сдерживать враждебные наступления антирусски настроенных кабардинских и черкесских князей, подогреваемых турецкими агентами. Так, в 1825 году по предложению генерала времен Кавказской войны А.П. Ермолова началась подготовка к переселению на Кубань казаков 3-его Хоперского и Волжского полков, находившихся к тому времени в глубинных районах Ставрополья. Осенью 1827 года, хоперцы прибыли на Кубань и основали здесь четыре станицы: Баталпашинскую, Беломечетскую, Невинномысскую и Барсуковскую. Так небольшое Баталпашинское укрепление стало казачьей станицей, окруженной земляным валом и рвом. Жизнь в казачьих станицах тогда была тревожной, но мирные и дружественные отношения между русскими и горским населением пробивали себе дорогу и вскоре Баталпашинская стала и центром крупных ярмарок.


    В 1858 году были основаны станицы Передовая, Сторожевая, Исправная, в 1859 году - Зеленчукская и Кардоникская, в 1860 году - Преградная. Все они вместе со станицами Баталпашинской, Усть-Джегутинсквй, Красногорской, Невинномысской, Отрадной вошли в состав Хоперского полкового округа и были заселены казаками Хоперского и Волжского полков. Казаки станицы Зеленчукской вместе с казаками станиц Кардоникской, Исправной, Сторожевой, Преградной и Передовой составляли 2-й Урупский полк, сформированный в 1858 году. Каждая станица именовалась по названию казачьего полка, располагавшегося на ее территории. Руководство этих казачьих станиц находилось в городе Армавире.


----------------------------------
Bonorum vita vacua est metu
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Зарегистрирован: 26.02.08
Откуда: Роccия, Москва

Награды: За неустанное изучение литературы связанной с кавалерией
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.08.09 22:50. Заголовок: Отлично, но картинки..


Отлично, но картинки надо бы покрупнее.

Будённого слава летит по стране,
Враги под копытами, мы на коне.
В разведку вместе с танками в пески и через лёд,
Во славу Красной Армии, будённовцы - вперёд!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Зарегистрирован: 28.02.09
Откуда: Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.08.09 23:10. Заголовок: 3. Русское укрепление времен Кавказской войны.




3. Русское укрепление времен Кавказской войны.

    Около, утопающей в садах, станицы Красногорской, на крутом обрыве над поймой Кубани, одиноко стоит каменная башня. Башня овальная, имеет вид стилизованной «короны», увенчанной прямоугольными зубцами. Её толстые стены сложены из местного камня на известковом растворе. Поверхность фасада отштукатурена. Укрепление было двухэтажным, щелевидные бойницы помещены на двух уровнях. Меня поразило архитектурное решение автора, оформившего оборонительную башню художественно-декоративными элементами: выступающие карнизы между ярусами опоясывают здание по всему периметру. Стена нижнего яруса разделена треугольными нишами, в которых расположены проемы бойниц.


    Оборонительная башня помнит дни тяжелых боев, её стены дышат историей. Когда-то на верхнем этаже стояли пушки и поливали осаждающих смертоносной очередью.


    Строительство Кавказской укрепленной линии от Азова до Моздока развернулось после заключения русско-турецкой войны. На защите территории от набегов горцев стояли казаки, переселенные из разных районов. Так в 1829 году русское командование заложило новую Зеленчукскую оборонительную линию, в состав которой вошла сохранившаяся башня, построенная в 1832 году, здесь же сохранились остатки старого Каменного моста и эпизоды земляного бруствера.


    Значение этого памятника особенно велико потому, что на всем протяжении бывшей Кавказской линии в настоящее время не сохранилось ни одного подобного сооружения, в то время как они некогда тянулись непрерывной цепью, играя значительную роль в событиях тех времен.


    В советские годы Совет Министров РСФСР выпустил постановление от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" в перечень археологических памятников вошла и Красногорская башня, но сейчас она понуро доживает свой век совсем хилая, истерзанная ветром и безнравственными туристами, изъеденная дождями, полуразваленная и никому не нужная.


Останки старого Каменного моста

Эпизод земляного бруствера и старая мазанка

Старая мазанка. Вид сбоку.

Старая мазанка. Вид изнутри.

----------------------------------
Bonorum vita vacua est metu
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Зарегистрирован: 28.02.09
Откуда: Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.08.09 00:21. Заголовок: 4. Мемориальный комплекс обороны перевалов Кавказа в 1942 г.




4. Мемориальный комплекс обороны перевалов Кавказа в 1942 г.

Кавказ! Далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!.. (**)

    Рядом с шахтерским поселком Орджоникидзевский расположен оригинальный мемориальный комплекс, сотворенный грузинскими архитекторами В. В. Давитая и А. Е. Чиковани. Он был открыт 2 ноября 1968 года. Справа от дороги, начинаясь от дота и перпендикулярно трассе, идут обращенные к северу и врытые вертикально под углом 45 градусов большие бетонные плиты. Плиты, напоминая падающих от тяжелых ранений солдат, взбираются по крутому склону к чаше с вечным огнем.


    Битва за Кавказ продолжалась с 25 июля 1942 по 9 октября 1943. Целью операции, являлось овладение кавказскими нефтеносными районами и выход на ирано-иракскую границу. Для решения этих задач предназначалась группа армий «А» под командованием генерал-фельдмаршала В. Листа. В ее состав входили 17-я армия, 1-я и 4-я танковые армии, румынская 3-я армия, часть сил 4-го воздушного флота. Она насчитывала около 170 тыс. человек, 1130 танков, свыше 4,5 тыс. орудий и минометов, до 1 тыс. самолетов.

    Противнику противостояли войска Южного (генерал-лейтенант Р. Я. Малиновский) и Северо-Кавказского (Маршал СССР С. М. Буденный) фронтов в составе 51,37,12,56,24,9 и 47-й армий, которые с воздуха поддерживала авиация 4-й и 5-й воздушных армий. В первом эшелоне насчитывалось 112 тыс. человек, 121 танк, 2160 орудий и минометов, 230 самолетов.


    Битва за Кавказ продолжалась свыше 14 месяцев, ожесточенные бои проходили в самых тяжелых условиях высокогорной зимы. Захват перевалов гитлеровское командование поручило своему 49-му горнострелковому корпусу в составе двух горнострелковых и двух легкопехотных дивизий, а также нацелило сюда две румынские горнострелковые дивизии. 15 августа части немецкой 1-й горнострелковой дивизии «Эдельвейс» захватили Клухорский перевал, 18 августа вышли на южные склоны Эльбруса, 7 сентября овладели Марухским перевалом. Несмотря на то, что врагу удалось захватить некоторые из них, немецкие войска не смогли развить успех и проникнуть в Закавказье. Битва за Кавказ, проходившая одновременно со Сталинградской и Курской битвами, сыграла важную роль в создании и завершении коренного перелома в ходе войны.




----------------------------------
Bonorum vita vacua est metu
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Зарегистрирован: 28.02.09
Откуда: Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.08.09 00:53. Заголовок: 5. Шоанинский храм.




5. Шоанинский храм.

В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.
И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов.
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.

О, если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия,
И с бурею братом назвался бы я. (**)


    Мы съезжаем с трассы Черкесск-Домбай и попадаем в село Коста Хетагурово. С этим селом связана жизнь известного Кавказского поэта Коста Хетагурова. Селение лежит у подножья горы, с отвесными гранитными обрывами, ранее имевшей название Чуна или Шона, а сейчас именуемой Шоана. Гора Шоана (1130 м.) вздымается острыми зубцами, а на её южном склоне шумит тисовая роща. В X веке это живописнейшее место облюбовали христианские миссионеры.


    Воинственные северокавказские племена всегда были желанным военным союзником для их феодальных соседей, особенно для Ирана и Византии, а затем арабов и хазар, ведших длительные и напряженные войны друг с другом. С целью вовлечения алан в сферу своего политического влияния эти соседи засылали к ним своих проповедников и миссионеров, пытаясь навязать аланам свою религию. Наиболее активно действовали византийские христианские миссионеры, опиравшиеся на соседнюю Абхазию, принявшую христианство в IV веке. В Аланию христианство проникло уже в VII веке, но успешное насаждение христианства оказалось возможным лишь в начале X века, когда в Алании сложилось феодальное общество, а внутреннее и внешнеполитическое положение в Византии стабилизировалось после иконоборческих волнений. Тогда через Клухорский и Санчарский перевалы и устремились сюда христианские миссионеры, действовавшие по указанию константинопольского патриарха Николая Мистика (901-925).


    Несмотря на сопротивление народных масс, христианство стало господствующей идеологией Алании. Христианская церковь выступала носительницей передовой средневековой культуры в таких ее проявлениях, как архитектура, живопись, музыка, прикладное искусство, письменность. С первой половины X века на территории нынешней Карачаево-Черкесии развернулось широкое церковное строительство, и несколько храмов, входивших в известную по византийским источникам X-XIV веков Аланскую епархию, сохранились до нашего времени. Один из таких Шоанинский храм.


    Подняться к храму можно на автомобиле по крутой, но доступной дороге. Далее, от развалин Георгиевского скита (мужской монастырь XIX в.) поднимается тропа к северному фасаду храма. Перед нами открывается трехапсидное здание крестовокупольной композиции, с хорошо сохранившейся главой и двумя притворами: с севера и юга. Здание храма, в силу скального и неровного рельефа, стоит на специально возведенной субструкции. Барабан восьмигранный, с узкими окнами, украшенный выступающим карнизом и аркатурным фризом с пятами. Купол крыт железной современной крышей.


    Здание хорошо сохранилось, видимо, благодаря незыблемому скальному основанию. Храм аскетичен, признаков архитектурного декора нет, как нет и следов былой фресковой росписи. Уже в 1867 году в интерьере храма Нарышкин видел "следы штукатурки, окраски, а также и крестов, но ни ликов, ни других изображений не оказалось".


    В 1891-1894 гг. здесь были сооружены кельи, каменная ограда, проведена дорога. 22 апр. 1895 г. после реставрации освящен во имя вмч. Георгия Победоносца.


    Так же есть сведения, что в храме до XVIII века хранились древнейшие греческие книги, которые были перевезены в Геттингенский музей.

    Шоанинский храм трудно назвать шедевром строительного искусства, но это редкостный архитектурный памятник.


    Сейчас ведется его реконструкция, кое-где подлатали кладку, поставили железные двери и стеклопакеты. Внутри храм отштукатурили и побелили. При входе лежит маленькая иконка перед которой можно поставить свечку и оставить пожертвование. Доступ в храм свободный, поэтому каждый желающий, осиливший подъем, может уединиться в горной тишине.




----------------------------------
Bonorum vita vacua est metu
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Зарегистрирован: 28.02.09
Откуда: Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.08.09 01:40. Заголовок: 6. Теберда. Тебердинский заповедник. Домбай.




6. Теберда. Тебердинский заповедник. Домбай.

Теберда, Теберда, голубая вода,
Серебристый напев над водой.
Теберда, Теберда, я хотел бы всегда
Жить в горах над твоею волной.
Серебрей серебра там бурунная рать
По ущелью бурлит не смолкая,
Там в туманной дали бастионом
стоит Синеватая Белалакая.
Теберда, Теберда, голубая вода,
Нет прекрасней твоих тополей.
Я б остался всегда коротать здесь года.
Если б не было русских полей.
Я б остался, поверь, если б как-то в метель
Я одну не довел бы домой.
Теберда, Теберда, голубая вода,
Серебристый напев над водой. (Ю. Визбор)

    Мы едем по красивой серпантинной дороге, автомобиль то пыхтя карабкается вверх, то радостно несется вниз. За окном мелькают горные пейзажи. Постепенно громадные каменные великаны сдвигаются, мы продолжаем двигаться на юг, в долину Теберды. Уж и горизонта не видать за высокими хребтами. Вздыбленные вершины светятся кружевами последнего зимнего снега, а летом на этих склонах гудёт зеленый шум. Мы попадаем в Теберду, воспетую в песнях Ю. Визбором и В. Высоцким.


    С 1936 года здесь функционирует Тебердинский государственный природный биосферный заповедник. Задачей заповедника является охрана в естественном состоянии типичных горнолесных субальпийских и альпийских ландшафтов. Это единственный заповедник, где разрешены работы по интродукции женьшеня.


    Тебердинский заповедник раскинулся по северным склонам Главного Кавказского хребта, от верховья реки Теберды и до верховий реки Большой Зеленчук в Архызе.


    Главной гордостью заповедника является Кавказско-беловежский Зубр, которого почти полностью истребили до второй мировой войны. Сейчас их численность восстанавливается, зубров стали выпускать на волю в заповедники. На территории заповедника обитают 43 вида млекопитающих, среди которых западнокавказский тур, птиц насчитывают до 170 видов, встречаются тут и хищники.


    Для туристов представлен демонстрационный питомник диких животных, а при наличии времени по заповеднику можно пройти интересный конный или пеший маршрут.


    Познакомившись с обитателями питомника, мы отправляемся в "сердце гор"- Домбай.

    Популярный в советские годы курорт, расположен в горной котловине у северного склона Главного Кавказского Хребта. Она окружена высокими вершинами причудливых очертаний, покрытыми хвойными лесами.


    В ясную погоду с вершины Мусса-Ачитара просматривается большая часть Западного Кавказа: Эльбрус, Буу-Ёльген (Убитый олень), Домбай-Ёльген (Убитый зубр, 4048 м), многоглавый гребень Джугутурлу-Чат (Лежбище туров), Аманауз-Баши и остроконечный пик Ине (Игла), четырехгранная вершина скалы БелалаКая (Полосатая гора) опоясанная широкими белыми жилами кварца,Черный Зуб Софруджу, Эрцог и Сулухат, и на западе Кара-Кая.

    Горы Домбая и Теберды богаты водопадами и озерами. Мягкий климат и разнообразие природы стали привлекать туристов с 1904 года, когда путешественники в составе Русского горного общества сделали первые восхождения.


    В настоящее время на Домбае слабо развита инфраструктура и неоправданно высоки цены на подъемники, но курорт все равно популярен среди лыжников и сноубордистов. Здесь проводят сноуфесты и фестивали бардовской песни. Отведав горные склоны Домбая, Эльбруса и Альп, я бы советовала кататься в европе.




----------------------------------
Bonorum vita vacua est metu
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Зарегистрирован: 28.02.09
Откуда: Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.08.09 01:45. Заголовок: продолжение следует....


продолжение следует....

з.ы.: прошу извинить за качество некоторых фотографий (узкую пленку пришлось сканировать на древнем планшетном сканере)

----------------------------------
Bonorum vita vacua est metu
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Зарегистрирован: 26.02.08
Откуда: Роccия, Москва

Награды: За неустанное изучение литературы связанной с кавалерией
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.08.09 12:31. Заголовок: Прекрасный отчет по ..


Прекрасный отчет по содержанию и форме))

Будённого слава летит по стране,
Враги под копытами, мы на коне.
В разведку вместе с танками в пески и через лёд,
Во славу Красной Армии, будённовцы - вперёд!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Зарегистрирован: 27.02.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.08.09 13:57. Заголовок: Восхитительно!!! Над..


Восхитительно!!! Надюш, супер фотки!!!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Зарегистрирован: 28.02.09
Откуда: Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.08.09 00:35. Заголовок: 7. Архыз. Архызское городище.




7. Архыз. Архызское городище.

Здесь время замедляет рваный бег,
И знают ли живущие на свете,
Как пахнет освещенный солнцем снег,
Чем дышит с перевала льнущий ветер.
(В.Л. Белиловский)


    Новый день озаряет огненным пламенем белоснежные вершины. С долины потянуло льдами и слабым запахом первоцветов. В хрустальной тишине вставало горное солнце. Весна, дрожащим ветерком окутывает теплом лесные склоны и освежает душу. Мы прибываем в зеленую чашу под бархатным небом, где спорят бурные реки с гремящими лавинами, и резвые кони звучно фыркают под птичьи трели.


    Архыз – один из самых живописнейших уголков Кавказа. Склоны гор, поросшие вековыми лесами, образуют стены Архызской котловины, сверкающие ледники, словно корона обрамляют «карачаевское пятиречье».
    Мягкий климат, целебный горный воздух и природное богатство снискали большую популярность у туристов. Здесь можно остановиться на турбазе или в гостеприимном карачаевском доме и совершать восхождения на вершины, сплавы, пешие и конные прогулки.


    Архыз – это интереснейшая этнографическая область. Некогда здесь простирались земли могущественного Аланского царства. А на месте архызского городища до XIII века находился цветущий средневековый город Маас. Ученые предполагают, что именно здесь была столица и центр патриаршества древней Алании, стоявшая на перекрестке Шелкового пути.


    К началу X века, наряду с материальной культурой, в Алании больших высот достигла и духовная культура, развитие которой связано с христианизацией края. Так под влиянием Византии появились и сохранились по сей день, немые свидетели той эпохи – христианские храмы на горе Шоана, на Сенте и в Нижнее-Архызском городище.


    Самым величественным и монументальным среди храмов Нижнего Архыза, является Северный храм. Это был кафедральный собор Аланской епархии, центр ее духовной и культурной жизни в Х-XIII вв. нашей эры. Храм представляет собой трехапсидное крестовокупольное здание, сооруженное из отесанных квадров и плит с двумя парами мощных четырехугольных столбов, делящих помещение на три продольных нефа. Некогда в храме имелись фрески, выполненные в классической византийской манере, часть этих фресок зарисовал художник Д. М. Струков. Но на данный момент вся роспись утрачена.


    Средний храм расположен южнее Северного храма и находится на окраине средневекового городища. Крестообразная структура, осложненная боковыми апсидами позволяет отнести время его сооружения к IХ веку. По предположениям археологов, Средний храм мог быть собором обслуживающим христианское население города. В XIX веке на территории Нижне-Архызского городища был основан мужской Александро-Невский монастырь. В 1897 году монахи восстановили Средний храм, освятили его в честь Святой и Живоначальной Троицы и проводили в нем богослужения.


    Из всех христианских аланских храмов, сохранившихся на территории Карачаево-Черкесии, единственным действующим ныне является Южный храм. Расположенный среди жилых кварталов Нижне-Архызского городища, Ильинский храм по сравнению с другими церквями, отличается скромными размерами. Поэтому, скорее всего, он входил, в состав усадьбы богатой аланской семьи и был ее домовой церковью. В целом храм построен в русле античных строительных традиций, но больше всего пострадал от последующих переделок, что затрудняет полную реконструкцию.


    В ХIII векe, под полуторомесячной осадой войсками Бату-хана, Маас пал. Но в настоящее время еще сохранились руины древнего аланского города. Сохранились останки одного из самых крупных и загадочных сооружений городища – так называемого «Круга» с диаметром 88 м и шириной стен порядка 2,1 м, сложенного из обработанных камней и вписанного в правильный восьмигранник. Вероятно с помощью «Круга» аланские жрецы-астрономы вели календарный счет времени. Слева от входа все еще действует система подачи воды. Раньше были видны крепостные стены и улицы, сейчас все раскопки советских времен полностью заросли дерном и высокой травой и дополняет сей пейзаж проложенная насквозь желтая газовая труба.


    Напротив Нижнее-Архызского городища, на крутом берегу Б. Зеленчука было обнаружено изображение в последствии названное «Архызский лик-наскальная икона». Икона расположена на плоской поверхности песчаниковой скалы под прикрытием каменного козырька. Размеры её 140х80 см. Написана в скупой цветовой гамме сочетая природный рельеф и живопись (темно-коричневый сурик и белила), по канонам иконографического искусства Византии IX-XI в.в.

    Лик обращен на восток, прямо на древние христианские реликвии и скрыт от человеческих взглядов, чтобы его увидеть, необходимо подняться в гору по крутой тропе.


    Отдельного упоминания заслуживает живой хранитель уникальных знаний об истории Кавказа. Бродя среди руин, мы познакомились со старцем сидевшем на ступеньках Северного храма. Иван Ильич удивительнейший человек с тяжелой судьбой, доктор исторических наук. Готовый поделиться картиной мира с датами и яркими событиями. Он сейчас сильно бедствует – его дом сгорел. Поэтому, не пожалейте копейку свободному философу и обязательно послушайте его рассказ.








----------------------------------
Bonorum vita vacua est metu
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Зарегистрирован: 28.02.09
Откуда: Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.08.09 22:26. Заголовок: 8. Кисловодск, Пятигорск и окрестности.




8. Кисловодск, Пятигорск и окрестности.
    Кисловодск и Пятигорск крупнейшие бальнеологические курорты России. Еще в XIX веке здесь были открыты нарзанные источники и определена лечебная ценность сернистой грязи. За время существования городов здесь побывали множество известных личностей.

    Кисловодск – старинный курортный город со всех сторон окружен хребтами, на склонах гор раскинулись субальпийские луга. Город утопает в зелени скверов, цветников. Украшением Кисловодска является Курортный парк.


    Первыми поселенцами Кислых вод были отставные солдаты, которые селились рядом с каменной крепостью Азово-Маздокской линии. От крепости сохранился фрагмент стены с башней и главными воротами, где ныне разместился краеведческий музей.


    В окрестностях Кисловодска расположена гора Кольцо. Это памятник природы в отрогах Бургустанского хребта. Здесь бывали А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов. В «Герое нашего времени» Печорин 12 июня сделал следующую запись в дневнике: «…Верстах в трех от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом, это ворота, образованные природой; они подымаются на высоком холме и заходящее солнце сквозь них бросает на мир свой последний пламенный взгляд».

    Герои же нашего времени - современные любители автографов, исписали всю песчаниковую скалу, порой рискуя свернуть шею. Остается только удивляться невежеству и неистребимой жажде самоутверждения столь примитивным способом.


    Пятигорск неразрывно связан с именем М.Ю.Лермонтова. Здесь поручик тенгизского полка Михаил Лермонтов обрел последний приют, до гибели он прожил в домике под Машуком два меcяца и написал свои последние стихотворения.

    С 1906 года худо бедно, но существует Пятигорский ипподром переживший не мало тяжелых дней. В 1992 году Центральный Московский ипподром отказался от проведения скачек и лучшие представители чистокровной верховой породы России прибыли на испытания в Пятигорск. После 2000 года скачки вернулись в Москву и Пятигорский ипподром продолжил работу в прежнем режиме. В наши дни здесь испытываются лошади чистокровной верховой, арабской и ахалтекинской пород.



Есть монастырь, и там в неделю раз
За упокой молящих слышен глас… (**)

    Мы посетили Успенский Бештаугорский Второафонский мужской монастырь расположенный у подножия горы Бештау, учрежденный в 1904 г. Он создан по инициативе русских иноков Иоанно-Богословской келии Хиландарского славяно-сербского монастыря на Афоне в Греции. Благословил его создание Иоанн Кронштадтский – обозначил место крестом на привезенных ему фотографиях. В 30-е годы советская власть монастырь закрыла. С годами все постройки полностью разрушились. Только в 90-х начали частичное восстановление на пожертвования прихожан. Сейчас можно увидеть Георгиевский храм и необычный братский корпус.





----------------------------------
Bonorum vita vacua est metu
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Зарегистрирован: 28.02.09
Откуда: Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.08.09 00:28. Заголовок: 9. Аул Хасаут




9. Аул Хасаут.

Сгорел аул – и слух об нем исчез;
Его сыны рассыпаны в чужбине.
Лишь иногда в туманный день черкес
Об нем, вздохнув, рассказывает ныне… (**)


    Час дороги под кавказские песенки, и наш повидавший многие виды УАЗик въезжает на дорогу с субальпийскими лугами и криволесьем. За окном проносятся кирпичные здания брошенных ферм и медлительные коровы, гуляющие прямо по трассе. Грунтово-каменистая, вполне проезжая дорога вскоре пересекает Кич-Малку и уходит от реки, круто набирая высоту. C высоты около 2000 м по крутому серпантину мы спускаемся к руслу реки Хасаут и одноименному поселению.


    Аул Хасаут расположен в уютном ущелье под Эльбрусом, на высоте 1880 м. Первые поселенцы появились здесь в 1598 году. Однако, исследования советских археологов доказали, что находки у Хасаута и прилегающих горных пещер свидетельствуют, о том что здесь проходили торговцы, следовавшие по Великому Шелковому пути.


    В высоких отвесных скалах ущелья имелось множество гробниц. Обнаруженные в них археолого-этнографические предметы прекрасно сохранились благодаря сухому горному климату. Здесь были найдены изделия из дерева, кожи, хрупких материалов и более двухсот шелковых тканей.


    Находки хасаутских могильников характерны памятникам тюрко-язычных этносов. Это подтверждает наличие древнетюркских рун и петроглифов, склепов с деформированными черепами, обнаруженных здесь.


Развалины Хасаута. Автор неизвестен.
    С конца XYII века начинается связанная история. По различным данным, Хасаут трижды приходил в полный упадок. Причиной служили то эпидемии болезней, то стихийные бедствия. Первоначально Хасаут располагался ниже по ущелью, где-то в устье речки Лахраны. Первая эпидемия чумы, которая почти полностью уничтожила селение, случилась в 1706 году, следующая эпидемия вспыхнула в 1760 году, затем в 1790 году. Последняя - в самом начале 19 века. Спасаясь от мора, жители аула покинули родные места. После последней эпидемии чумы, аул обосновался выше - на том месте, где стоит и сейчас.


Кисловодск. Аул Хасаут. Открытка. ~1929 год. Бичуров Г.В.
    В XIX веке Хасаут стал популярен среди представителей русской интеллигенции, военных, деятелей культуры и др. 14 июля 1829 года в ауле остановилась первая экспедиция Российской Академии наук, под руководством генерала Георгия Емануеля. Исторические факты свидетельствуют, что в 11 часов 10 июля 1829 года впервые было осуществлено восхождение на восточную вершину двуглавого Эльбруса приглашенным в экспедицию вольным кабардинцем Киларом Хашировым. Экспедицию сопровождал 650 солдат охраны с артиллерией и отряд линейных казаков из 30 человек, а также видные ученые. Расходы экспедиции составили около 30 тысяч рублей серебром выделенные из государственной казны и Российской академией наук.


Развалины некогда популярных нарзанных ванн.
    В 1869 году население Хасаута составляло 109 семей. В последующие годы аул рос быстрыми темпами. Так в 1890 году здесь проживало 400 семей, а к 1926 году – 600 семей с населением 1245 человек. В последние годы в ауле проживает 18 семей. В ауле работает начальная школа.

    В былые дни Хасаут славился овцеводством и коневодством, здесь было выведено две породы лошадей (породы Тембота Алиева и Юнуса Джараштиева).


Снимок сделан путешественником-англичанином в начале ХХ века. Видна аульная мечеть, построенная при участии старшин из Балкарии: Шакмана Шакманова, Таукана Шакманова и Анзора Айдаболова. Перед мечетью - знаменитое Хасаутское медресе, крупный центр просвещения Карачая и Балкарии.

Уцелевшие фрагменты мечети.
    Аул Хасаут значительно пострадал в период депортации карачаевского народа. Лежит в руинах некогда прекрасная каменная Хасаутская (Схауатская) мечеть, построенная в конце 17 - вначале 18 века мастерами из Дагестана, которые точили вручную каждый камень и за каждый отточенный камень сельчане заплатили по одному барану. От былой красоты остался лишь фундамент и остатки мощных стен с наружной резьбой.


    Развалины старинного тийре раскинулись по всей долине, а на окраине еще хранят историю покосившиеся надгробные плиты родового мусульманского кладбища с изображением полумесяцев и сурами из Корана.


    Неухоженное, поросшее травой, сквозь которую пробиваются мощные мраморные стелы, обращенные резной раскрашенной стороной на юго-восток, хасаутское мусульманское кладбище является редким образцом камнерезного искусства дагестанской школы.

    Лишь окружающие горы и нарзанные источники даруют жизнь этому затерянному уголку.







----------------------------------
Bonorum vita vacua est metu
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Зарегистрирован: 28.02.09
Откуда: Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.08.09 00:58. Заголовок: 10. Терский конный завод.




10. Терский конный завод. (*)

Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет. (**)

    Терский племенной конный завод № 169. В 1889 г. граф Строганов и его друг князь Щербатов занялись разведение чистокровных арабских скакунов, привезенных с Аравийского полуострова (4 жеребцов и 9 кобыл), и основали на небольшом хуторе у подножия горы Змейка частный конный завод.


    В годы Гражданской войны многие чистокровные жеребцы погибли. Восстанавливать конюшни начали по инициативе С.М.Буденного. В 1921 года согласно ленинскому декрету "О развитии племенного животноводства" на территории бывшего графского конного предприятия начал работу Терский конный завод. С 1930 по 1947 год в конный завод из Англии, Германии, Франции, Венгрии, Польши было завезено 18 жеребцов и 86 кобыл арабской породы, которые использовались для воспроизводства и стали основой современного арабского коннозаводства России.
    Во время Великой Отечественной войны все поголовье отправили в эвакуацию в Западный Казахстан.


    Арабская порода древнейшая порода лошадей, одна из трех, которая относится к чистокровным породам, наряду с английской верховой и ахалтекинской. Ее экстерьер невозможно перепутать ни с одной другой лошадью. Выразительная голова с характерным щучьим профилем, лебединая шея с длинным затылком, сухие, точеные ноги и округлые линии корпуса.


    Среди современных чистокровных арабских лошадей встречаются три основных типа экстерьера:
    Кохейлан массивные лошади с крепкой конституцией, широкогрудые, выносливые;
    Сиглави породные и нарядные лошади со средней конституцией тела, невысоким ростом, более лёгкие, используемые в основном для шоу;
    Хадбан не породные, но самые крупные в породе лошади, резвые, выносливые скакуны и спортивные лошади;


    Когда Н.С. Хрущев приехал в Египет на торжественное открытие Асуанской плотины, он получил от президента Насера чистокровного арабского жеребца в счет погашения долга Египта Советскому Союзу. Коня назвали Асуаном, он прожил 28 лет, оставил после себя огромное потомство, и сейчас практически в любой арабской лошади есть его кровь. Он похоронен по арабским обычаям, стоя, в парадной сбруе на территории Терского завода, а перед главными воротами стоит его памятник в полный рост. Двое из его потомков были проданы на международных аукционах за 3 млн. и 2,35 млн. долларов.

    «Русские арабы» стали известны во всем мире. В США и Голландии проводились аукционы, которые так и назывались «Аукциона красных арабов». На аукционе 1981 г. американцу Арманду Хаммеру за 1 млн.долларов продали гнедого по кличке Песняр, названного «лошадиным президентом» и «жеребцом с поющим сердцем».

    Сейчас на заводе находится жеребец подаренный бывшему Президенту России В.В.Путину.


    Завод находится в неплохом состоянии. На его территории есть необычный круглый крытый манеж для выводки и арабского шоу, вокруг которого в этом же здании находятся денники с лучшими лошадьми завода. А рабочий манеж является одним из самых больших на территории юга России. В денниках многочисленных конюшен чисто, на глиняные полы насыпана соломенная сечка, положено сено. К нашему приезду практически полностью прошла выжеребка кобыл, и к нам тянулись маленькие бархатные носы молоденьких арабчиков, еще очень смешных, но уже очень благородных и породистых. В больших левадах гуляли кобылы, и при нашем приближении они начинали красоваться, показывая нам свою необыкновенную нарядность и свойственные арабской лошади легкие аллюры не касаясь земли, с подвисанием и широким выносом ног. Разведение арабских лошадей не табунное, как например у карачаевской породы, и здесь подобранных селекционерами кобылу и жеребца случают в специальном манеже.
    Мы очень благодарны работникам Терского завода, которые провели нам внеплановую экскурсию и показали своих лошадей. Желаем заводу процветания и успехов!


современные денники


очень ощительный жеребенок:)


Президентский конь в отличии от своего хозяина очень близок к народу:)




----------------------------------
Bonorum vita vacua est metu
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Зарегистрирован: 28.02.09
Откуда: Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.09 01:14. Заголовок: 11. Карачаевский конный завод.




11. Карачаевский конный завод. (*)

Конь - крылья мужчины.
(Национальная карачаевская пословица)

    Карачаевский конный завод создан в 30-х годах XX го века, ставшим основным репродуктором карачаевской породы. Великая Отечественная война тяжело отразилась на коневодстве Северного Кавказа. На карачаевскую породу свалилась двойная беда. Карачаевский народ был репрессирован и выселен в республики Средней Азии, после чего последовал запрет на упоминание исторических и традиционных понятий, с ним связанных. В результате лошади карачаевской породы были переписаны в кабардинские, что и было зафиксировано во II, III, и IV томах Госплемкниг.


    Зоотехническое название карачаевская порода лошадей было возвращено только в 1989 году. А три года спустя в V том ГПК карачаевские лошади уже были записаны самостоятельным разделом, как и кабардинские.


    Карачаевская лошадь крепкая горная порода, с характерным горбоносым профилем, крепкими, сухими ногами, невероятно твердым копытным рогом. Основным достоинством лошадей этой породы следует считать их высокую работоспособность и выносливость. Основные масти вороная, караковая, гнедая и редко серая.


    Разведение карачаевских лошадей преимущественно табунное. Косячный жеребец сам ведет свой табун, охраняет его от хищников и посягательств других жеребцов. Жеребята от самого рождения много двигаются и в итоге развиваются в здоровых и выносливых лошадей.


    В момент нашего посещения завода к нашей удаче там оказался один из старейших работников, Биджиев Сегидул Магомедович. Как его называют местные - отец коневодства! У него собрана уникальная коллекция фотографий, кубков и дипломов начиная с 20-х годов XX века. И в подборке изображений жеребцов-производителей очень видно, как изменялась порода в течение столетия. На самых ранних фотографиях карачаевцы массивны, с тяжелой головой, низкими ногами, короткой массивной шеей и плохо развитым затылком. Но в результате селекционной работы, в первую очередь долитии в породу крови чистокровной верховой лошади, экстерьер карачаевской лошади очень изменился. Лошади стали выше, легче и конечно же резвее. На данный момент их в основном используют в пробегах, конном туризме и в скачках, особенно популярных на Северном Кавказе. Мы часто видели распаханные и пробороненные скаковые круги вдоль дорог, где регулярно местные всадники испытывают своих лошадей на резвость.



    Сам завод находится в достаточно приличном состоянии, хоть и видно, как время и безденежье оставили на нем свой отпечаток. До сих пор в холле главной конюшни сохранился портрет выдающегося карачаевского жеребца в полный рост. В момент нашего приезда в денниках стоял только один, особо строгий, жеребец, а еще пять жеребцов отдыхали в леваде и наслаждались первым весенним теплом. Опытные конники меня поймут, это нонсенс, что одновременно пять взрослых, кроющих жеребцов находились в одной леваде и даже не делали попыток подраться. Это происходит в силу, во-первых, уравновешенного характера карачаевской лошади, а во-вторых, ее дельности. Потому что жеребцы отдыхали после того, как они вели свои табуны в горах, и здесь, в отсутствии основной работы, им было нечего делить.




    Каждый раз, когда я смотрю на этих удивительных лошадей, я мечтаю о том, что когда-нибудь я обязательно куплю себе настоящего карачаевского коня, выносливого, крепкого и верного. Возможно, этой мечте когда-нибудь суждено сбыться.






Услыша ласковое ржанье
Желанных вороных коней,
Чье сердце, полное вниманья,
Тут не запрыгало сильней? (**)


Карачаевская конская сбруя (АТ КЕРЕК)


----------------------------------
Bonorum vita vacua est metu
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Зарегистрирован: 26.02.08
Откуда: Роccия, Москва

Награды: За неустанное изучение литературы связанной с кавалерией
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.09 13:03. Заголовок: На последнем рисунке..


На последнем рисунке седло черкесское, но с тюркскими наименованиями частей амуниции. Кстати, отлично видно, что казачье седло - разновидность кавказского. Адыги (черкесы, кабардинцы) доминировали на Северном Кавказе вплоть до его завоевания Россией и известны именно "кабардинская лошадь" и "черкесское седло", хотя тюрки (которыми и являются карачаевцы) - традиционно коневодческие народы. Так что данный вопрос, откуда что пошло еще нуждается в прояснении.

вот нашел хорошее описание седла (карачавская версия). обратите внимание на созвучность "тебеннги" - "тебеньки"
http://erkishi.livejournal.com/105316.html

Замечательный отчет, сделано интересно и со вкусом!

Будённого слава летит по стране,
Враги под копытами, мы на коне.
В разведку вместе с танками в пески и через лёд,
Во славу Красной Армии, будённовцы - вперёд!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Зарегистрирован: 28.02.09
Откуда: Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.09 23:48. Заголовок: 12. Обычаи и традиции




12. Обычаи и традиции.

    В Карачаево-Черкесии издавна чтут и берегут национальные традиции, многие из которых связаны с исламизацией края. В карачаевских семьях нам с большим удовольствием рассказывали о кавказских праздниках, обрядах и местных особенностях.



«Входит в дом счастье!»
    В прошлом, наиболее интересным, продолжительным и сложным обрядом был брачный процесс. Брак у карачаевцев строго регламентировался: запрещались браки внутри одного рода, от общего предка, между родственниками по воспитанию и молоку чужеродной женщины. Нарушителя наказывали штрафом или позорным столбом. Сильными так же были сословные и межнациональные ограничения. В семье обязательно соблюдалась очередность. Брак заключался несколькими способами: брак по сватовству путем сговора, левирата-сорората или обмена невестами и браки путем похищения, как насильственного так и мнимого. В большинстве случаев брак совершался путем свободного договора с родителями невесты, ведь у этих народов свадьба это не просто создание ячейки общества, а объединение двух родов.

    В выборе невесты ценили не столько красоту, сколько здоровье, умение вести хозяйство, покладистый и добрый характер её самой и её семьи. Свобода собственного выбора была совсем невелика.


    Для девушки было важно сватовство. Чем больше засылают к ней сватов, тем выше её статус. А вот отказ девушки выйти замуж ударял по авторитету жениха. Поэтому перед тем как официально засылать сватов, чтобы удостовериться засылали неофициальных сватов. Сватов встречают столом накрытым хычинами, голубцами и бараниной. Сватовство и сговор сопряжено с взаимоодариванием сторон, тогда же договариваются о калыме и приданном.

    В старину, если девушку взяли за руку, то это уже был повод для свадьбы. А если невесту похищали, то за ней закреплялся статус «волоченая» - на всю жизнь обесчестенная. Поэтому в большинстве случаев девушка даже не проведя ночь в доме похитителя, редко соглашалась вернуться к родителям, так как считалась бы опозоренной. Неудачное похищение и возвращение невесты её родственникам рассматривался как позор для жениха и его родных. Поэтому родственники старались примерить стороны и выудить согласие невесты. Особенность горских свадеб это уплата калыма, причем не семье или отцу невесты, а целому роду.


    Условия формирования семьи начали изменяться с приходом советской власти. Современный темп жизни вносит свои поправки в исконные традиции. В городах невест уже не крадут, женихи самостоятельно выбирают невест. Модернизирован процесс сватовства и длительного процесса перевоза невесты из родительского дома в чужой и только затем в брачное помещение.

    Свадьба на Кавказе чисто мужское занятие. Когда мужчины празднуют, невеста, накрытая покрывалами, безучастно стоит в углу брачного помещения.


    Свадебное застолье разделено на мужское и женское и по традициям умеренно в спиртных напитках. Украшением свадьбы служат не только цветы и шарики, но и текстиль, ковры. Автомобили свадебного картежа так же украшают коврами, а после свадьбы эти ковры дарят хозяевам автомобиля.

    Свадебный обряд завершает узаконивание брака путем прочтения эфенди брачной молитвы из Корана.


Кулинарные особенности.
    Жизненный уклад карачаевцев связан с животноводством, что обуславливает специфику традиционного питания. Наиболее распространенной пищей является баранина, реже говядина.


    Прежде чем режут барана, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки. Над жертвой, обязательно произносят краткую молитву. В рот барана часто кладут леденец, после дают воды и омывают полость рта. Собранную кровь и печень барана завертывают в черную ткань, чтобы скрыть от света. Сердце разрезают на две половинки, по приметам если в сердце оказалась кровь, то человек резавший барана жадный и скупой. Наш Родион оказался добросердечным петербуржцем :)


    Оприходованную тушу делят на 16 частей. Порции распределяют строго по старшинству: почетные порции – самым старшим за столом, молодым достаются менее почетные порции. Тамада стола обязательно получает лопатку. Излюбленное лакомство карачаевцев горячий курдюк с печенью.


    Любят в Карачаево-Черкесии молочные продукты, айран и сыр. Айран здесь заменяет любые напитки, еще его добавляют в качестве заправки в супы и делают соус к мясу – тузлук.
    Из зерновых культур и кукурузы делают лепешки. Хычин - самый излюбленный пирог карачаевцев, делается с мясной, сырной и картофельной начинками.
    На праздник выставляют халву, хворост и напитки боза, балсуу, суусап (айран разведенный с водой или нарзаном)


Похоронный обряд

"Прохожий! Бодрыми шагами
и я ходил здесь меж гробами,
читая надписи вокруг,
как ты мою теперь читаешь.
Намек ты этот понимаешь?
Прохожий-же, до свидания!"
(Надгробная надпись. Александро-Невская лавра)

    Большинство карачаевцев мусульмане-сунниты, поэтому и хоронят тут согласно мусульманским представлениям. Похоронный обряд так же предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в день кончины, тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к Мекке.


----------------------------------
Bonorum vita vacua est metu
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Зарегистрирован: 28.02.09
Откуда: Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.09 01:54. Заголовок: 13. Симфония Медовых водопадов.




13. Симфония Медовых водопадов.

Седой и длинноусый
Клокочет водопад.
Земли цветущей бусы
На склонах гор блестят. (**)

    В дали от городской суеты и повседневных забот, в 20 км от Кисловодска, в ущелье реки Аликоновки гремят, окутанные облаками водной пыли, водопады. Жемчужный - главный из группы водопадов, сбрасывается с высоты 18 метров. Считается, что свое название водопады получили в конце 19 в. Тогда среди отвесных берегов там роились дикие пчелы, и во время весеннего паводка над ущельем висел опьяняющих запах меда. Так уединенное от всеобщего внимания местечко обрело название «Медовые водопады». Уже около 30 лет здесь приютилась туристическая база организованная предприимчивым карачаевцем Мусой Боташевым. Туристов здесь встречают с кавказским гостеприимством.




    Из аэропорта или вокзала обязательно заберет водитель. Дорога от аэропорта занимает около 1,5-2 часов. Рельеф сначала плоский, но с продвижением на юг бугриться. После поворота на Конезавод пейзаж кажется унылым, но все меняется когда автомобиль ныряет в ущелье.



    По прибытию на базу обязательно покормят и лишь потом можно решать все остальные наболевшие вопросы. Размещение в домиках разделенных на две одинаковых половины, в каждой по три комнаты с двумя - тремя кроватями. Для пущего удобства рабочие розетки в комнатах расположены под самым потолком. В каждой половине домика есть душ и туалет. Правда за 16 дней пребывания на базе горячая вода была лишь два дня. Уют проживания целиком на совести отдыхающих.


    Кормят на Медовых очень сытно и вкусно. Обязательно подают графин с айраном и блюдо с хычинами. Пища разнообразна и богата мясом. Сладкое здесь не принято подавать, так же отсутствует кофе, но эти продукты можно купить в ресторане (цены ниже московских).


Обед на маршруте в сторожке пастуха, переделанной из автобуса.
    Ввиду национальных особенностей договоренности на Кавказе строго не соблюдаются, поэтому не все наши глобальные планы были удовлетворены, а так же по причине еще не устоявшейся погоды.


    «Медовые водопады» расположены на высоте 1200 метров. Верхом, мы ежедневно поднимались по горным тропам на 400-500 метров. Радиальные маршруты рассчитаны на 5-8 часов по узким длинным ущельям с выходам на плато. На пути можно остановиться у источника и испробовать различного по вкусу нарзана.


    Кази Магомедович – единственный на базе инструктор, поэтому на маршрут выходит одна группа с разным уровнем подготовки всадников. Темп передвижения такой группы чаще шагом и редкой рысью, с галопом на выделенных полянках. Лошади прекрасно знают путь и на знакомой площадке рвутся в галоп, не дожидаясь команды сверху. Ездят в Карачаево-Черкесии исключительно на меринах и жеребцах. На кобылах считается позорным ездить. Конское снаряжение – строевые седла и самодельные уздечки, на базе также имеются два вестерновых седла.




    Горбоносые карачаевские лошади спокойные и надежные, идеально приспособлены к горным условиям. Они легко преодолевают вертикальные подъемы и отвесные спуски, горные реки и осыпи.


    Путешествуя верхом и на машине, по бескрайней горной стране, нам довелось ознакомиться с множеством древностей и окунуться в мир, где навстречу ветру вольно скачут табуны лошадей. Погода нас побаловала дождями поздней осени, зимними снегами, благоуханием цветущей весны и обжигающим летним солнцем. Щедрая природа наполнила легкие свежим воздухом, а общение с пышущим теплом большим животным подарило ощущение гармонии и умиротворения.


    Благодаря «Медовым» в памяти надолго останутся резвый Алдан, гордый Портос, быстрый Тайфун и мой музыкальный любимец клещей – Гвардеец. Не забыть, как в синем небе парит орел, как весело искрятся брызги шумного водопада, как на полыхающем небосклоне вдруг рассыпаются сверкающие звезды.


    Мы смогли лишь слегка прикоснуться к величию природы и вскользь изучить некоторые достопримечательности. На душе теплится надежда вновь вернуться сюда, ведь нам еще предстоит пройти на Бермамыт и подняться к Софийскому леднику, осмотреть древнее Хумаринское городище, Сентинский храм, и сплавиться по Зеленчуку. Обязательно встретиться с отзывчивым Кази и веселым Наурузом.


Науруз
    Пусть не все запланированное осуществилось и содержание поездки отличалось от первоначальных ожиданий, но мне удалось прикоснуться глазами и душой к исполинской красоте Кавказа, вдохнуть полной грудью запах свободы и наполнить бесценные минуты ощущением единения с природой.


    Спасибо Проекту «КавалеристЪ» и ТБ «Медовые Водопады» за это маленькое затаенное счастье! Желаю дальнейшего развития, процветания, разнообразных и интересных программ!


Хотя я судьбой на заре моих дней,
О юные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей.
Люблю я Кавказ. (**)




Наша команда:

Настя

Фото: Юля Алисейко

Юля


Родион


Андрей


Сверху: Науруз, Юля, Таня, Настя. Внизу: Родион, Кази, Андрей.


---------------------------------------------------
Материал подготовила: Надежда Храмова.
(*) Материал по конезаводам подготовила: Анастасия Рылова.
Все фотографии: Надежда Храмова



Красивые и яркие фотографии от Юли Алисейко

В написании отчета использована литература:

Строки из произведений М. Ю. Лермонтова (**), Ю. Визбора, В. Л. Белиловского.

1. Алексеева Е. П. – «Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии» (1971)
2. Будаев Н. – «Коневодство на Северном Кавказе» (2006)
3. Габуев Т.А. – «Ранняя история алан» (1999)
4. Гусев А. М. – «Эльбрус в огне» (1980)
5. Елисеев Ф.И. – «Казаки на Кавказском фронте (1914-1917)»
6. Ковалевская В. Б. – «Конь и всадник. Пути и судьбы» (1977)
7. Козенкова В.И. – «Кобанская культура в XX веке: вехи в столетнем исследовании»
8. Кузнецов В. А. – «Христианство на Северном Кавказе до XV века» (1974)
9. Кузнецов В. А. – «В верховьях Большого Зеленчука» (1977)
10. Кузнецов В. А. – «Иранизация и тюркизация Центральнокавказского субрегиона» (1997)
11. Лайпанов Х. О. – «История карачаевцев и балкарцев» (1957)
12. Мизиева И. М. – «Следы на Эльбрусе» (2000)
13. Савенко С. – «Архыз — древний центр христианства».
14. Толстов В. Г. - «История Хоперского полка Кубанского казачьего войска.» (1900)
15. Щербина Ф. А. – «История Кубанского казачьего войска» (1913)
16. www.alanica.ru
17. www.archeologia.ru
18. www.elbrusoid.org


----------------------------------
Bonorum vita vacua est metu
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Зарегистрирован: 27.02.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.09 11:18. Заголовок: Восторг!! Не вижу то..


Восторг!! Не вижу только в конце фото автора

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 22 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия